Другие записи

Налоговая политика 2018-2020 годов какие изменения нас ждут

Дмитрий Малышев, генеральный директор ООО «РЭД Консалтинг», эксперт «Территории Про» в области юридического сопровождения, рассказал об основных трендах налоговой политики на 2018-2020 гг.

По его мнению, революций в этой области можно не бояться, но налоговое администрирование будет совершенствоваться и дальше, а значит, качество налоговых проверок будет расти. Собственникам и топ-менеджерам придется не только поработать над юридической структурой своего бизнеса, но и более прагматично и тщательно подходить к оценке налоговых рисков при выстраивании отношений со своими партнерами в целом.

Минфин отчитался

Министерство финансов РФ подготовило проект документа «Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Как видно из названия данного документа, речь, в частности, идет о пополняемости бюджета Российской Федерации, в том числе, и за счет налоговых поступлений.

Помимо планов, в документе указаны итоги предыдущих периодов с 2015 года по 2017 год включительно. Так, ведомство делает акцент на увеличении налоговых поступлений в 2015-2017 годах за счет прозрачности таких хозяйственных операций, как торговля алкоголем и меховыми изделиями, а также, за счет автоматизации налогового администрирования, связанной с введением электронных книг покупок и продаж.

По данным министерства, за счет автоматизации поступления НДС увеличились с 5,4% от конечного внутреннего спроса (налогооблагаемая база НДС по экономике в целом) в 2014 году до 5,9% в 2016 году. За период с начала 2017 года поступления НДС также растут опережающими (+11,1% г/г в 1 полугодии 2017 г.), по сравнению с конечным внутренним спросом (+6,7% г/г в 1 полугодии 2017 г.), темпами.

Поступления за счет прозрачности торговли алкоголя выросли в среднем на 25%, торговли меховыми изделиями – в шесть раз. Такой результат был достигнут за счет внедрения системы ЕГАИС для подакцизных товаров и маркировки меховых изделий. В результате, по словам чиновников, на рынке ушел с прилавков нелегальный товар.

Выйти из тени

Судя по этому документу, государство не собирается сбавлять темпы. Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы, в рамках которой планируется, в частности:

  • полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу данных в ФНС России;
  • создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю;
  • запуск (1 февраля 2018 года) пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификацией ввезенного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков;
  • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.

Среди мер, направленных на сокращение теневого сектора и создание равных конкурентных условий, планируется, в частности:

  • выравнивание налоговых условий для отечественных и иностранных операторов интернет-торговли за счет уточнения правил взимания таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами;
  • совершенствование принципов налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);
  • пресечение злоупотреблений с использованием спецрежимов налогообложения;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов с целью усиления контроля за оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан.

Таким образом, можно выделить основные «тренды» налоговой политики на 2018-2020 годы. Это создание прозрачной системы контроля перемещения импортного товара от границы до конечного потребителя и налаживания обмена информации между РФ и другими странам. Это позволит налоговым органам увеличить собираемость налогов за счет выявления «серых» импортных схем. В документе не указано, как и за счет чего это будет происходить. Но можно сделать вывод, что налогоплательщикам придется более усердно доказывать не сам факт наличия товара, а наличия самих отношений, их глубины между ним и его контрагентом.

Помимо этого, большое внимание в ходе налоговых проверок будет уделено анализу юридической структуры бизнеса налогоплательщика - как российской составляющей, так и зарубежной. Позиция проверяющих строится на том, что нельзя создавать разветвлённую структуру бизнеса исключительно с целью получения налоговых выгод (использование специальных налоговых режимов и низконалоговых юрисдикций). Если налогоплательщик не сможет доказать самостоятельную экономическую деятельность каждого лица, входящего в структуру бизнеса и использующую налоговые послабления, ему грозят доначисления.

Подведя итог, можно сказать, что ничего нового и революционного не произойдет: будет вестись все та же работа по выявлению «серых» схем и пресечению злоупотреблением прав использования налоговых льгот. Однако собственникам и топ-менеджерам важно помнить: инструменты по выявлению этих нарушений постоянно совершенствуются, и все ваши «слабые места» могут быть быстро и эффективно обнаружены. А значит, самое время подумать о том, как юридически правильно структурировать свой бизнес и грамотно просчитать налоговые риски при выстраивании отношений с партнерами.

Автор: Малышев Дмитрий

Поделиться
© 2019 Территория делового общения и консалтинга
Все права защищены