Другие записи

ПАВЕЛ КАТКОВ ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА О БИЛЕТНЫХ СПЕКУЛЯНТАХ

1 сентября 2019 года вступил в силу 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» или, как его называют в сети, «закон о билетной мафии».

Предполагалось, что эти поправки помогут в борьбе со спекулянтами, но 4 месяца спустя после вступления закона в силу количество сайтов перекупщиков не то что не уменьшилось, а даже выросло. Сайт с «официальными билетами» есть практически у каждой крупной площадки.

Павел Катков, основатель и старший партнер компании "Катков и партнеры", член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, член Ассоциации юристов России, член Экспертного совета БРИКС, соавтор  антипиратского закона и поправок в часть 4 ГК РФ прокомментировал исполнение закона о билетных спекулянтах.

«В новой редакции закона прямо сказано, что общая стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенном билете, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом. Кроме того, согласно тексту того же закона, реализация билетов по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается. Помимо этого, закон вводит понятие «уполномоченного лица», которое вправе осуществлять реализацию билетов, подразумевая под этим, что иные лица делать это не вправе. В случае, если перекупщик перепродаёт билет с наценкой более 10%, он нарушает все три вышеуказанные нормы. Очевидно, будут и «схемы» - например, попытки маскировать это под услугу. Но после первого же суда, который своим решением признает, что по своей природе эта «услуга» является реализацией билета, эта конструкция рухнет. Однако этот суд должен кто-то инициировать. Ведь мало принять закон – необходимо его применить. И вот здесь всё в руках официальных распространителей.», - рассуждает эксперт.

«С сентября 2019 года проблема с сайтами спекулянтов стала более острой из-за того, что их адреса полностью копируют адреса официальных сайтов театров, разница только в доменной зоне.

И хотя сам сайт внешне не похож на наш, из-за адреса зрители зачастую считают, что покупают билеты на официальном сайте. Раньше спекулянты перепродавали, как правило, билеты только на спектакли, пользующиеся высоким спросом, однако сейчас на сайтах-двойниках представлен весь репертуар театра. У зрителей возникает ощущение, что театр ведет себя не клиентоориентированно, продает билеты по непосильно высоким ценам.

Самая большая проблема возникает, если по каким-то причинам зрителю не отправили билет, потому что тогда зритель начинает разбираться с вопросом уже в театре, перед спектаклем. А если мы видим, что билет нами продан другому лицу, обманутого зрителя мы в зал пустить не можем.

К сожалению, бороться с сайтами-двойниками почти невозможно. Поисковые системы неохотно отказывают спекулянтам в рекламных местах, из-за чего на первых строчках поиска всегда сайты перекупщиков. А мы в свою очередь можем говорить о проблеме только с теми людьми, которые уже нас «нашли», например, в социальных сетях.»

Елизавета Валицкая
Старший администратор АМДТ - Театра Европы

 

Я работаю руководителем отдела маркетинга компании SmartBilet (разработчик билетных систем и сайтов для театров, организаторов мероприятий и билетных агентств). У всех наших клиентов-театров есть сайт-двойник с «официальными билетами», занимающийся перепродажей. И, судя по обращениям зрителей в нашу службу тех.поддержки и в театры, ни один из покупателей не понял в момент оформления заказа, что сайт с «официальными билетами» - это не официальный сайт театра.

Как работают продавцы «официальных билетов»?

Сайты с «официальными билетами» не имеют прямых договоров на продажу билетов с театрами/организаторами. Клиент оплачивает заказ на этом сайте, а сотрудники сервиса, получив заказ, сами выкупают билеты на сайте или в кассе театра, стирают или исправляют стоимость и отправляют клиенту.

Не рассматриваем сейчас случаи откровенного воровства, когда клиент после оплаты получает или фальшивые билеты, или не получает вообще ничего. Зритель получит свои билеты после оплаты заказа - оформленные на бланке театра, но со стёртой (или изменённой) ценой и данными заказчика.

На фотографии 1 ниже «официальный билет» в Александринский театр с сайта перекупщиков, на фото 2 – билет, купленный напрямую на сайте театра.

Обратите внимание - на «официальном билете» cтёрто имя покупателя, стоимость билета и нижний штрих-код. И также стёрты контакты SmartBilet - продавца билетов на сайте Александринского театра.

Фото 1.  «Официальный билет», приобретенный через сайт перекупщиков

Фото 2. Билет, купленный на официальном сайте театра alexandrinsky.ru 

Чем чревата покупка «официальных билетов»?

Покупка «официальных билетов» - это:

  • переплата в 2-3 раза
  • такой билет практически невозможно вернуть (ни в случае отмены/замены события, ни по собственному желанию)
  • риск не попасть на событие

Объясним каждый пункт подробно.

1) Переплата в 2-3 раза

«Официальные билеты» продаются по стоимости в среднем в 2-3 раза больше номинальной (установленной театром).

Оферта сайта перекупщиков говорит об этом следующее: «Положения ФЗ РФ от 18.07.2019 г. № 193-ФЗ о 10% наценке на стоимость билета за сопутствующие услуги при продаже билетов на деятельность Компании не распространяются, так как Компания не осуществляет продажу билетов и не осуществляет продажу сопутствующих услуг, предусмотренных ФЗ РФ от 18.07.2019 г. № 193-ФЗ. Клиент оплачивает денежные средства Компании за качественное предоставление сервисов, не связанных с продажей билетов и не подпадающих под действие ФЗ РФ от 18.07.2019 г. № 193-ФЗ.» (фрагмент оферты с сайта alexandrinsky-theatre.com, состояние на 22.01.2020 г., п. 2.6.)

Фото 3. Скриншот оферты с сайта alexandrinsky-theater.com от 22.01.2020

Говоря простым языком: сайты перекупщиков утверждают, что они не продают билеты, они продают услугу выкупа и доставки выбранных зрителем билетов.

В момент оформления заказа это не объясняется: при покупке билета клиент видит не билет за 1 000 руб. + 1 000 руб. плата за дополнительные услуги («не связанные с продажей билетов и не подпадающие под действие ФЗ РФ от 18.07.2019 г. № 193-ФЗ», как говорится в оферте), а билет за 2 000 руб.

2) «Официальный билет» практически невозможно вернуть

Вернуть в театре его не получится:

  • если у вас электронный билет, при возврате понадобится назвать данные покупателя (как минимум имя и электронную почту), а вы не знаете, на какое имя и e-mail выкупили ваши билеты сотрудники сайта-перекупщика
  • при возврате электронного билета деньги приходят на ту же карту, с которой билет оплачивался. Даже если перекупщики оформили билет на ваше имя/e-mail, они его покупали со своих карт. И если вы назовете верные данные по заказу в театре и отмените такой заказ, деньги вернутся на ту карту, с которой заказ был оплачен в театре (на карту сотрудников сайта-перекупщика)
  • если вы получали билет с доставкой курьером, на бланке строгой отчетности театра, то его тоже вряд ли получится вернуть. Перекупщики замажут/заклеят стоимость билета, а билет на бланке с исправлениями согласно 193-ФЗ возврату не подлежит (статья 1, пункт 2 193-ФЗ «билеты, <…>, содержащие исправления, поддельные билеты, <…> являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату»).

Сами перекупщики в оферте также пишут о том, что возврат билетов, приобретенных через их сервис, невозможен: «Компания в случае надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по настоящей публичной Оферте в отношении Клиента денежные средства не возвращает, билеты к возврату не принимает, так как не является продавцом Билетов и не осуществляет реализацию Билетов.» (фрагмент оферты с сайта alexandrinsky-theatre.com, состояние на 22.01.2020 г., п. 5.1.)

Фото 4. Скриншот оферты с сайта alexandrinsky-theater.com от 22.01.2020, раздел о возврате Билетов.

Я спросила наших клиентов (сотрудников театров), были ли у них проблемы с возвратом «официальных билетов».

Главный администратор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Валерий Лаппалайнен рассказал о следующем эпизоде: 11 декабря в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», спектакль «Риголетто» был заменен. Зрительнице, купившей «официальные билеты», отказали в возврате денег по месту покупки, и она обратилась в театр. Но театр в данном случае не может вернуть деньги за билеты по причинам, которые мы уже перечислили выше.

3) Риск не попасть на спектакль

«К нам приходили зрители по таким билетам и очень удивлялись, почему у их соседей по ряду билеты намного дешевле. Приходилось разъяснять ситуацию. Однажды зрительнице на левом сайте продали билеты, которые она выбрала, и после этого данные билеты продолжали оставаться в продаже на нашем сайте. Пришлось искать в зале места, чтобы ее посадить, хотя мы на законных основаниях имели полное право отказать в посещении.»

Валерий Лаппалайнен

Главный администратор театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

Сотрудники сайтов-перекупщиков или забывают выкупить места по заказу клиента, или это уже появляются случаи мошенничества (взять деньги с клиента и не выкупать билеты в театре, а прислать ему поддельные билеты).

Законна ли деятельность сайтов с «официальными билетами»?

Перекупщики называют свои услуги «не связанными с продажей билетов», так как они не продают билеты.

Если под «продажей билетов» понимать наличие договора на реализацию билетов с театром, то это действительно так – у этих сайтов нет договоров с театрами/организаторами на продажу билетов и они не получают билеты на реализацию от театра.

Сайты-перекупщики покупают билеты для заказчиков и доставляют их. И считают, что раз у них нет прямого договора на реализацию билетов с театром, то их услуги не попадают под действие 193-ФЗ и могут стоить сколько угодно исполнителю, не ограничиваясь указанными в законе 10%.

Я попросила прокомментировать ситуацию Павла Каткова (владельца компании «КИП», члена Совета ТПП РФ по ИС, члена Экспертного совета БРИКС, соавтора антипиратского закона и поправок в часть 4 ГК РФ).

«В новой редакции закона прямо сказано, что общая стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенном билете, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом. Кроме того, согласно тексту того же закона, реализация билетов по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается. Помимо этого, закон вводит понятие «уполномоченного лица», которое вправе осуществлять реализацию билетов, подразумевая под этим, что иные лица делать это не вправе. В случае, если перекупщик перепродаёт билет с наценкой более 10%, он нарушает все три вышеуказанные нормы.

Очевидно, будут и «схемы» - например, попытки маскировать это под услугу. Но после первого же суда, который своим решением признает, что по своей природе эта «услуга» является реализацией билета, эта конструкция рухнет. Однако этот суд должен кто-то инициировать.

Ведь мало принять закон – необходимо его применить. И вот здесь всё в руках официальных распространителей. Зачистить «чёрный рынок» можно только руками белых игроков. Помните историю с антипиратским законом 187-ФЗ? Он был принят усилиями правообладателей, и усилиями правообладателей же применяется. И это работа: найм юридической компании, обращение в суд и другие органы власти, применение технологий мониторинга, отслеживания и подавления пиратского трафика. В сложившейся ситуации на билетном рынке официальным игрокам следует действовать аналогичным образом.

Первый шаг уже сделан – принят закон. Теперь нужно делать второй шаг – его применять. И здесь едва ли будет достаточно писем в Google: интернет-гигант даже в США реагирует на обращения правообладателей на основании их федерального закона, DMCA. В данном случае нужно отрабатывать досудебные и судебные механизмы воздействия на нарушителей.

Технологии при этом – половина дела. Например, в антипиратской работе мы используем специальный софт, «умного» робота, который с применением технологий искусственного интеллекта мониторит сеть, выявляет нарушителей и пресекает их деятельность до суда. Но мы не можем применить эту технологию без доверенности от лица, чьё право нарушено.

Поэтому призываю официальных игроков быть активнее. Лично я обещаю рассмотреть обращение официального билетного оператора или организатора мероприятия о применении для него вышеуказанной системы, как только он свяжется с нами. Надеюсь, это поможет. Ведь нарушитель, который знает о своей безнаказанности, продолжит нарушение, подтверждая старый тезис: имеет право тот, кто его защищает.»

Павел Катков

Владелец компании «КИП», член Совета ТПП РФ по ИС, члена Экспертного совета БРИКС, соавтор антипиратского закона и поправок в часть 4 ГК РФ

Как отличить сайт с «официальными билетами» от официального сайта театра?

Со слов сотрудников театров - все зрители, купившие билеты через сайты перекупщиков, были уверены, что находятся на официальном сайте театра. О том, что это не так, они узнавали случайно: обратившись в театр за возвратом билетов или случайно зайдя на официальный сайт театра и увидев, что их места стоят в 2-3 раза дешевле.

Как понять, на верном ли сайте вы покупаете билеты?

Просто откройте оферту.

Ссылка на оферту ставится в виджет покупки билетов (до перехода на оплату) или в подвале сайта.

Фото 5. Где искать оферту при покупке билетов.

Оферта сайта перекупщиков:

  • без наименования юридического лица и реквизитов - вы не понимаете, какая компания оказывает вам услуги
  • в описании услуги подчеркивается, что компания не продает, а только подбирает и выкупает за средства клиента билеты на выбранное им мероприятие
  • сообщает, что возврат билетов по желанию клиента не делается

Нашли в оферте хотя бы один пункт из перечисленных выше – лучше отказаться от покупки.

Если всё равно сомневаетесь – сравните стоимость билетов на подозрительном сайте со стоимостью у кого-нибудь из известных билетных операторов. Если на выбранном вами сайте билеты будут дороже, чем у оператора – вы на сайте перекупщиков.

Я надеюсь, что после этой статьи зрители будут лучше разбираться в сайтах, на которых они покупают билеты. Поход в театр – это всегда праздник. Пусть его ничего не омрачает.

Ссылка на источник: www.katkovpartners.ru / www.telesputnik.ru

Поделиться
© 2020 Территория делового общения и консалтинга
Все права защищены