Другие записи

Спор ФНС и "Билайна" разрешит суд

Ар­битраж­ный суд Мос­квы про­вел пер­вое за­седа­ние по де­лу ПАО "Вым­пелКом" (бренд "Би­лайн") и Фе­дераль­ной на­лого­вой служ­бы (ФНС). Опе­ратор об­ра­тил­ся в суд с ис­ком из-за штра­фа за от­каз пре­дос­та­вить в на­лого­вую де­тали­зацию сче­тов кли­ен­тов. Сто­роны от­ка­зались пой­ти на ми­ровую. Сле­дую­щее за­седа­ние сос­то­ит­ся в ян­ва­ре 2020 г.

Основатель и старший партнер компании «Катков и партнёры», член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, член Ассоциации юристов России Павел Катков считает, что, если операторы начнут раздавать данные об абонентах без судебного акта, это ухудшит их положение на рынке. Пользователям это не понравится. "То, что дела не объединили - плохо. Разные судьи могут вынести разные решения. Единообразию практики это не способствует", - отметил адвокат. Операторы могут повторить ходатайство об объединении, и, возможно, предположил он, суд их услышит. Однако часто в параллельных делах все смотрят на первого судью, который вынес решение, и поступают так же или дополняют его решение.

Что касается позиции ФНС, то, по словам Павла Каткова, служба могла бы получить судебное решение на изъятие данных, но не сделала этого. Значит, рассматриваемый вопрос для них принципиальный, и налоговая хочет добиться права на внесудебное получение подобных данных. "Следуя духу нормы о тайне данных, едва ли запрос ФНС является достаточным основанием. ФСБ при запросе у Telegram данных абонентов в связи с совершением преступления (террористического акта - прим. ComNews) получила санкцию суда. Налоговая инспекция может поступить так же", - подытожил эксперт.

ПАО "МТС", ПАО "МегаФон" и "ВымпелКом" пытаются обжаловать в суде штрафы, которые наложила на них ФНС за отказ предоставить данные о счетах абонентов в биллинговых системах компаний. Операторы просили объединить их иски в одно производство, но суд им отказал.

Вчера в ходе предварительного судебного заседания "Билайн" и ФНС обменялись копиями документов по делу. Заключать мировое соглашение стороны не намерены.

Во время заседания судья Максим Ларин попросил "Билайн" и ФНС предоставить вместе с документами сторон и коллективное письмо от операторов (МТС, "ВымпелКом", "МегаФон"), которое они отправили в Минкомсвязи, а также ответ министерства (есть у ComNews). Согласно ответу Минкомсвязи, регулятор полагает, что для доступа к детализированным счетам клиентов операторов нужно решение суда.

Представитель пресс-службы "Билайна" сообщил ComNews, что после получения от ответчика отзыва, протокола возражений, доказательств необходимости проверки биллинга и "решения о выездной проверке "Ростелеком" позиция "ВымпелКома" не изменилась. "Согласно Конституции РФ, ст.63 закона "О связи", детализация счета относится к тайне связи и ее предоставление возможно исключительно на основании решения суда", - заявил представитель компании.

В МТС комментировать иск к ФНС отказались. В "МегаФоне" и Минкомсвязи запрос ComNews проигнорировали. ПАО "Ростелеком" не ответил на вопрос, о какой "выездной проверке "Ростелеком" идет речь в определении о принятии заявления "ВымпелКома" к производству.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин уверен, что ФНС неправильно понимает, что собой представляет биллинговая система. "Такие системы содержат не только сведения о выставленных счетах и произведенных платежах, но и данные о самих переговорах и сообщениях. Любой телефонный разговор или смс-сообщение фиксируется в биллинговой системе для корректного расчета стоимости услуг оператора. Запрашивая биллинговую информацию, налоговый орган мог бы получить не только платежные данные, но и сведения, относящиеся к тайне связи, а это прямо противоречит федеральному закону и конституции", - объясняет адвокат.

Положения о тайне связи закреплены как в законе "О связи", так и в Конституции РФ. Информация о сообщениях и телефонных переговорах может предоставляться лишь отправителям и получателям. Только суд на основании вынесенного им определения может запросить у оператора связи информацию в рамках гражданского, административного или уголовного процесса. В связи с этим, сказал Алексей Сулин, отказ операторов связи предоставить такую информацию налоговым органам является разумным и ожидаемым.

Владелец и старший партнер юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков считает, что, если операторы начнут раздавать данные об абонентах без судебного акта, это ухудшит их положение на рынке. Пользователям это не понравится. "То, что дела не объединили - плохо. Разные судьи могут вынести разные решения. Единообразию практики это не способствует", - отметил адвокат. Операторы могут повторить ходатайство об объединении, и, возможно, предположил он, суд их услышит. Однако часто в параллельных делах все смотрят на первого судью, который вынес решение, и поступают так же или дополняют его решение.

Что касается позиции ФНС, то, по словам Павла Каткова, служба могла бы получить судебное решение на изъятие данных, но не сделала этого. Значит, рассматриваемый вопрос для них принципиальный, и налоговая хочет добиться права на внесудебное получение подобных данных. "Следуя духу нормы о тайне данных, едва ли запрос ФНС является достаточным основанием. ФСБ при запросе у Telegram данных абонентов в связи с совершением преступления (террористического акта - прим. ComNews) получила санкцию суда. Налоговая инспекция может поступить так же", - подытожил эксперт.

Следующее заседание по делу ФНС и "ВымпелКома" назначили на январь 2020 г. Предварительное судебное заседание по иску МТС к ФНС пройдет 10 декабря, по иску "МегаФона" - 20 января 2020 г.

Ссылка на источник: www.katkovpartners.ru / www.comnews.ru

Поделиться
© 2020 Территория делового общения и консалтинга
Все права защищены