Арсений Белоусов, вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Крым рассказал ТЕРРИТОРИИ ПРО и порталу TOPGRADE о том, во что стоит инвестировать на полуострове, где в Крыму может возникнуть русская Кремниевая Долина, и как палата собирается улучшать бизнес-климат в регионе.
— Арсений Вячеславович, прежде чем стать вице-президентом Торгово-промышленной палаты Республики Крым, Вы занимались бизнесом, или, возможно, были на госслужбе?
— С палатой я сотрудничаю уже более 20 лет! В 1990-2000-е годы моя компания участвовала в создании и работе Гильдии выставочно-ярмарочных организаций ТПП Москвы, мы даже были награждены почетным знаком и грамотой. Я работал в разных компаниях, но все время оказывался «рядом». Во время учебы в Академии госслужбы при Президенте РФ выступал экспертом на совместных мероприятиях Палаты и Академии. В итоге меня пригласили возглавить комитет в одной из муниципальных Палат Московской области, а затем начать работу в ТПП Республики Крым. На тот момент Палата полуострова находилась в процессе трансформации. Задачи мне показались интересными и очень амбициозными. Сейчас я ими и занимаюсь, курирую в должности вице-президента вопрос взаимодействия материка и острова (смеется). Так крымчане называют себя и остальную часть России. И это еще один мост для отношений бизнеса и власти Республики Крым.
— Предприниматели Крыма знают от ТПП и о ее работе?
— В Крыму все друг друга знают (смеется). А если серьезно, то люди здесь дорожат репутацией и стараются работать вдолгую. Это важно понять и принять всем, кто входит в Крым. О Палате, конечно, бизнес знает, ее сильные и слабые стороны в том числе. Палата в Крыму исторически всегда была одним из основных институтов, поддерживающих бизнес. К сожалению, в силу внешних обстоятельств, некоторые функции Палаты перестали быть востребованными. Я имею в виду сектора, связанные с портовой деятельностью, экспортом и импортом. Но мы перестраиваем деятельность с учетом новых реалий. Потенциал Крыма огромен, и предприниматели здесь это знают.
— Что сегодня ТПП может дать бизнесу Крыма?
— Действительно многое. Торгово-промышленная палата — это площадка для объединения и сотрудничества. Мы согласовываем позиции бизнеса и власти, инвесторов с «материка» и получателей инвестиций в Крыму, экспортеров Крыма и получателей товаров на материке и за рубежом. И эти «согласования», как услуга, сейчас очень востребованы. Сказал бы даже сильнее: без звена ТПП Республики Крым организация бизнес-мостов, как показывает практика, получается плохо, мы — то самое «золотое звено», «последняя рельса», сшивающая воедино магистраль бизнеса и власти.
Отсутствие понятного интерфейса согласования сильно тормозит развитие бизнеса. Наладить качественное взаимодействие — как раз роль ТПП Крыма. Те государственные институты поддержки предпринимательства, которые существуют в Республике Крым, не могут по объективным причинам в полной мере решить запросы бизнеса. Госорганы действуют строго по регламенту, а многие ситуации требуют более гибких и динамичных подходов. В других регионах России их деятельность дополнена работой ТПП. Сейчас и в Крыму частным компаниям станет легче получать поддержку, легче находить партнеров, потому что торгово-промышленная палата уже активно работает. Мы подготовили региональный закон о ТПП, документ закрепит за нами функции поддержки. Закон согласован с органами власти и бизнесом, его проект утвержден профильным Комитетом Госсовета Республики и готов к внесению для принятия осенью этого года.
Очень долго Палата Крыма была за пределами контура институтов, которые так или иначе взаимодействуют с бизнесом, формируют экономическую среду полуострова. Решались какие-то задачи, но совершенно несистемно. Многие функции Палаты были смещены в сторону институтов государственной власти. С одной стороны, это позволяло решать проблемы хоть в каком-то виде, но с другой стороны, не позволяло полностью закрывать потребности бизнеса в поддержке, обедняло набор инструментов взаимодействия. Теперь мы становимся активным участником этого процесса, и это, наверное, самое главное.
— Какие задачи вы ставите перед собой в первую очередь?
Как я уже сказал, нужно принять региональный закон о ТПП. Нужно усилить роль Палаты в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Мы хотим, чтобы в Крыму проходили ключевые федеральные выставки, и в том числе — организованные крымскими компаниями. Здесь должно презентоваться все новое и актуальное, и полуостров идеально для этого подходит. Мы намерены стать мостом между бизнесом России и бизнесом Крыма. И сейчас совместно с Деловым и Культурным центром Республики Крым активно над этим работаем.
Инвестор, обратившись к нам, должен решить практически все свои задачи, связанные с поиском партнера в Крыму. Людям, которые хотят «войти» в Крым со своими проектами, не нужно будет ехать на разведку, они смогут проверить, прощупать все у себя за столом, где бы они ни находились. А затем они будут знать, куда обратиться за пакетом поддержки, а мы организуем компетентное сопровождение. Палата должна стать единым окном, агрегатором, который для каждого подберет оптимальное решение и обеспечит необходимыми гарантиями. Это, если кратко.
— Как вы оцениваете текущую интеграцию экономики Крыма в экономику России?
— Это можно проиллюстрировать цифрами. В 2015 году, согласно рейтингу регионов России по качеству жизни, Севастополь занимал 71-ю позицию, Республика Крым — 76-ю. В 2020 году наши регионы стали хорошими «середнячками»: Республика Крым — 42-я позиция в рейтинге, Севастополь — 19-я. Особенно хочу отметить потенциал инвестиционной привлекательности региона: Крым в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России 2021 года, который подготовлен Агентством стратегических инициатив, поднялся на 32 позиции — с 43-го на 11-е место Процесс интеграции идет, федеральный центр вкладывает серьезные ресурсы в развитие полуострова. Согласно федеральной программе (продлена до 2024 года), объем инвестиций в крымскую экономику составит около 1,4 триллиона рублей.
Есть и трудности, мы все о них знаем: энергетика, водоснабжение, логистика. Но это решается. Построен мост, построена дорога федерального значения «Таврида». Транспортная доступность Крыма улучшилась.
— Пандемия внесла свои коррективы во все сферы жизни. В 2020 и 2021 годах в Крым приехали туристы, которые, возможно, никогда бы не рассматривали полуостров для путешествий, не случись пандемии. Это удачное стечение обстоятельств для экономики Крыма или наоборот?
— С этим нельзя не считаться. Действительно туристический поток вырос значительно. К сожалению, гостиничный фонд, рекреационный фонд недостаточен для такого спроса, если принимать в расчет качество оказываемых услуг. Но у Крыма огромный потенциал по объему и качеству сервиса. Это уникальное место для туризма: в мире больше нет такого климата, ландшафта, надо научиться этим эффективно распоряжаться.
Будущее Крыма — развитие медицинского туризма, рекреационного туризма, просто пляжного туризма и не только. Стал развиваться целевой туризм: люди приезжают на винодельни и лавандовые поля, строится центр винного туризма под Ялтой, в который уже инвестировано 4 млрд руб. В целом туристический сектор недоинвестирован сегодня, и я думаю, здесь будет ощутимый рост.
— Не остановит ли наоборот туристический бизнес в Крыму модернизацию из-за взрывного спроса?
— Определенная часть отрасли, я говорю скорее о малых объектах туризма, не вкладывается, потому что «и так есть спрос». Но это ошибочный путь: если ничего не менять, то в долгосрочной перспективе это приведет к маргинализации бизнеса и потере доходов.
Конкуренция «на койко-местах» очень жесткая, и клиент там неразборчивый и «дорогой». Он настроен сэкономить и «выжать» максимум из того, за что заплатил.
Поэтому многие сейчас задумываются как переформатировать целевую аудиторию, вкладываются. Есть примеры. Например, Форос — прекрасное место. Там и высокий уровень сервиса, и уникальный климат, и мощный комплекс медицинских услуг. Туризм меняет ориентацию, люди приезжают получить эти услуги. Бизнес становится уже не сезонным, а распределенным на весь год.
— Как обстоят дела с системой бронирования в Крыму, ведь многие известные международные системы там не работают?
У меня многие знакомые ездили отдыхать в Крым, и проблем с бронированием не возникло ни у кого. У каждого свои способы, но все это делали через интернет. Тем не менее собственный ресурс для бронирования, объединяющий все объекты сферы гостеприимства, в Крыму нам бы не помешал. И такие работы ведутся.
Более того, мы как Торгово-промышленная палата хотели бы ввести специальный стандарт оказания туристических услуг. Конечно, совместно с сообществом туристических компаний и теми, кто так или иначе имеет отношение к туризму. Это сложный и масштабный вопрос. Есть много идей, вплоть до того, чтобы в Ялте экскурсоводы были в одной форме, в Алуште — в другой, и так далее.
— Какие драйверы развития Крыма вы видите?
— Сейчас расскажу очень интересную вещь! В Крым съезжаются креативные люди со всего мира, пожившие и поработавшие в Калифорнии, Таиланде, Филиппинах. Это программисты, дизайнеры, архитекторы, люди, которые могут работать удаленно. При этом они обеспеченные, работают на крупные корпорации или имеют собственные бренды. Они находят себя в Крыму. И если вложиться в инфраструктуру, то здесь будет лучше, чем в Кремниевой Долине.
Крым может стать кластером креативных индустрий, и он им потихоньку становится. Пока это процесс неорганизованный, но вокруг кластера возникает дополнительный рынок услуг, обслуживающий сектор. И самое главное, что ребята пропагандируют экологичный образ жизни. Это классная тема, потому что она энергетически и экологически не нагрузочная при большой добавленной стоимости. Плюс это формирует позитивный имидж Крыма.
— И где территориально формируется креативный кластер?
— Это южный горный Крым, вокруг Бахчисарая.
— Как крымчане относятся к тому, что к ним многие хотят переехать?
— По-разному. Поселения креативщиков одним нравятся, потому что те бережно относятся к природе, другим пока непонятны, так как это совсем другой образ жизни. Но крымчан скорее тревожит другая застройка, которая может пойти во вред уникальному ландшафту.
— Куда еще нужно инвестировать?
— Например в Сакские грязи! Аналогов в мире нет. И в ближайшее время вокруг возникнет рекреационный кластер. Место может стать здравницей мирового уровня. Здесь хорошее сочетание климата, транспортной доступности, высокой компетенции медицинских кадров. Вообще перспективное направление в Крыму — это постковидная реабилитация. Благодаря целебному климату Южного берега Крыма здесь и до пандемии, и в советское время, успешно справлялись с легочными заболеваниями. Сейчас все это будет очень востребовано.
Еще можно инвестировать в сельское хозяйство: виноградники, лавандовые поля. Лаванда просто «выстрелила» этим летом. Оказалось, что это не только ценный масличный продукт для парфюмерной промышленности, который, кстати, сейчас ценится на мировом рынке, но и еще и достопримечательность полуострова. Люди приезжают туда тысячами, чтобы сделать фото. Местные жители и фермеры сообразили и стали собирать по 300 рублей с человека за вход на лавандовое поле. Это единичные примеры драйверов экономик Крыма.
— Чувствуют ли предприниматели полуострова стабильность? Понятно, что в нашем мире мало кто уверен в завтрашнем дне, но есть ли здесь позитивные сдвиги?
— Крым — это часть России. Все, что происходит в России, происходит и в Крыму, так или иначе. Может быть, мы просто об этом хуже информированы, но этот пробел ТПП республики будет активно устранять. Все позитивное и негативное, что есть в России, есть и в Крыму. Правда, Крым настолько уникален, что потенциал его позитивности для жизни и бизнеса еще полностью не раскрыт. Наша цель — сделать Крым лидером среди регионов, сохранив его природную и человеческую уникальность, опираясь на нее и развивая ее.
Беседовала Анастасия Павлова