Другие записи

Ловушки для начинающих импортеров, советы эксперта в области ВЭД

Какие «подводные камни» ждут начинающих импортеров в области ВЭД? Почему этот вопрос правильнее и выгоднее отдать на аутсорсинг, а не пытаться набить шишек самостоятельно, и где найти профессионалов, которые помогут сэкономить вам деньги и правильно отладить все бизнес-процессы? Рассказывает наш эксперт Марина Вакуленко.

Вступая в сферу внешнеэкономической деятельности, владелец или управляющий топ-менеджер компании хочет быть уверен, что его товары и деньги дойдут до места назначения вовремя и без потерь, благополучно минуя дороги и границы. Но, для этого, и деньги, и товары должны находиться в надежных руках профессионала в области международной логистики. Как же его найти и сделать правильный выбор? При всем богатстве предложений на рынке эта задача не из простых.

Для чего нужен логист-экспедитор?

На сегодняшний день Россия по праву считается одним из самых крупных мировых импортеров. Ежегодный оборот российского рынка логистических услуг приближается к 100 млрд. долларов. Значительную лепту в этот оборот вносят логистические компании малого и среднего бизнеса. Именно они наиболее чутко улавливают пожелания потребителей и быстро подстраиваются под рыночные условия. Иначе «малышам», за которыми не стоят мощные финансово-промышленные группы, грозит неминуемая гибель.

Эксперты предсказывают, что в ближайшие годы объем внешнеэкономической деятельности российских компаний значительно увеличится, число участников ВЭД вырастет в разы. И это не может не радовать. Но, в бурном росте отечественного рынка скрывается опасность непрофессионального обращения новых участников ВЭД с товарно-финансовыми потоками, приводящего к многочисленным ошибкам. Их результатом может стать гибель даже самого замечательного проекта.

Если вам нужно перевезти некие товары из пункта А в пункт Б, то не всегда это сложно сделать собственными силами. Есть масса бизнес-процессов, которые проще передоверить профессионалам, и уже с них требовать выполнения нужных работ. Какими бы уникальными навыками ни обладали вы и ваши сотрудники, транспортно-экспедиторская сфера слишком специфична, и человеку со стороны разобраться в ней сложно. А если вы ступаете на зыбкую почву внешнеэкономической деятельности и планируете импортировать/экспортировать грузы через границу, то дело осложняется вдвойне. Компании, не имеющей соответствующего опыта, придется либо пересчитать на собственной шкуре все камушки на российских дорогах, либо найти более удобные и выгодные способы решения проблем. Например, при помощи надежной экспедиторской компании, опыт работы которой может стать для вас просто незаменимым. Особенно в проблемных ситуациях. Здесь главное — не ошибиться в выборе, ведь на карту поставлены ваши деньги, а возможно, и весь ваш бизнес.

Где ждет «засада»?

На практике новичкам приходится встречаться с разными ситуациями, к которым они оказываются совершенно не готовыми. Например, ваш груз может погибнуть в процессе перевозки по причине пожара, наводнения или урагана. Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), в соответствии с которой осуществляются международные автомобильные перевозки, ответственность перевозчика ограничивается 8,33 расчетных единиц за 1 кг веса брутто, если иное не оговорено в международной товарно-транспортной накладной (CMR). В этом случае за, допустим, пропавшие гвозди можно получить компенсацию в полном объеме, если они окажутся дешевле указанного лимита ответственности. А вот с дорогостоящим оборудованием или оргтехникой может возникнуть проблема — сумма возмещения ущерба будет определена в соответствии с лимитом.

Ситуацию могла бы поправить страховка. Однако, и здесь есть свои тонкости. Страхователем и владельцем груза являются разные компании. А выгодоприобретателем может оказаться третье юридическое лицо. В итоге, при возникновении страхового случая, компенсация реальному владельцу груза попросту не светит.

Кроме того, имейте в виду, что экспортер, ваш потенциальный поставщик, естественно, будет соблюдать свои интересы. На практике это может выглядеть так. Допустим, по термину Инкотермс, на который есть ссылка в договоре, экспортер обязан оплатить основную (международную) перевозку и застраховать груз на время транспортировки. У импортера возникает иллюзия, что все в порядке: чего бояться, страховка покроет возникшие неприятности. Heт, не покроет, поскольку грузоотправитель обязательно выберет минимальный по стоимости вариант страховки. В результате, российская компания получит не полноценное возмещение, а только частичную компенсацию ущерба.

Бывают и такие ситуации, когда при получении груза выясняется, что товар поврежден в процессе транспортировки. Грузополучатель искренне считает, что его риски застрахованы в полном объеме. Однако, это не так. Таможенные платежи, которые были произведены, в данном случае окажутся утраченными, даже если удастся взыскать страховку в размере инвойсной стоимости товара.

Стоит ли говорить, что начинающего импортера, не знающего «ходов и выходов», ожидают долгие и неприятные блуждания в бюрократических потемках взаимоотношений с таможенными органами или брокерами. Если вы ввязались в это единоборство, и вам даже удалось выйти на финишную прямую, то вряд ли вас порадуют затраченные на это время, силы и средства.

Нередко к неожиданным трудностям и проблемам приводят прямолинейные действия, обусловленные незнанием вопроса. Ведь, импортируя товар, компания обязана, став участником внешнеэкономической деятельности, открыть в банке валютный счет и получить так называемый паспорт сделки, в котором будут точно обозначены все параметры поставки. Но вот о суровой ответственности за нарушения законодательства о валютном контроле в банке вам не расскажут! Самостоятельно, и особенно без опыта, можно наломать таких дров, что заниматься импортом расхочется раз и навсегда. Конечно, не надо думать, что транспортно-экспедиторская компания «тучи разведет руками» и станет гарантом от любого форс-мажора. Естественно, что предотвратить торнадо она не сможет. Но сэкономить ваше время, а значит, и деньги специалисты в состоянии.

Есть еще некоторые моменты, на первый взгляд, не слишком очевидные, в которых стоит положиться на профессионалов — установление деловых связей и поиски партнеров-поставщиков. Но если проблемами с оформлением грузов в российской таможне уже давно пугают маленьких детей, то уж о завязывании деловых контактов за рубежом написаны сотни книг и тысячи статей. Поэтому считается, что с этой-то задачей новичок легко справится. Но это только так считается. На самом деле, для дебютанта в области ВЭД и эта задача может стать камнем преткновения. Ведь надо не только найти потенциального партнера, но и проверить его репутацию, а затем грамотно составить контракт. Эти вопросы, все вместе и каждый в отдельности, способны поставить в тупик любого, даже опытного предпринимателя. Некоторые решаются на случайный выбор. Однако, такой подход трудно назвать рискованным — он просто стопроцентно провальный.

На этапе знакомства и переговоров значительный ущерб будущим взаимоотношениям могут нанести незнание законодательства страны-экспортера, или более прозаичные вещи, такие, как особенности культуры или этикета. Эти, вроде бы, мелочи способны отправить в мусорную корзину тонны ваших грамотно составленных документов, а значит, времени, сил и денег.

Почему выгоден аутсорсинг?

Для решения вышеперечисленных проблем у крупных компаний есть возможность создать собственный отдел международной логистики, состоящий из юристов-международников, менеджеров по логистике со знанием иностранного языка и опытом организации международных перевозок и специалистов по взаимодействию с таможенными органами. Безусловно, при больших объемах ВЭД это может быть вполне оправданно. А вот малым и средним компаниям было бы гораздо логичнее и эффективнее отдать свою внешнеэкономическую деятельность на аутсорсинг.

В данной ситуации большим благом для начинающих является помощь российских компаний, имеющих прочные внешнеэкономические связи и оказывающих соответствующие услуги по поиску партнеров. Специалисты таких организаций знают специфические особенности той или иной страны. Они могут по заданным параметрам составить список потенциальных поставщиков, собрать информацию и провести первичные переговоры. Кроме того, они же помогут вам составить договор. От качества его содержания во многом зависят будущее ваших взаимоотношений с поставщиком и безопасность ваших инвестиций в проект. Это нужно хотя бы потому, что в реальной работе неизбежно возникновение самых разных ситуаций, и каждая из сторон в бизнесе должна детально и до конца понимать, что означает та или иная формулировка на языке международного права.

Выбор экспедитора - дело непростое, но с этой задачей успешно справляются эксперты-профессионалы, способные, проанализировав предложения рынка, предложить заказчику оптимальный вариант, с точки зрения стоимости и рисков мероприятия.

Доверьтесь мнению профессионалов, с помощью которых из широчайшего спектра услуг, оказываемых логистическими и экспедиторскими компаниями, вы сможете выбрать необходимые именно вам, безопасные и оптимальные по цене и качеству услуги сферы ВЭД, получить консультации и бесценные советы.

Пост для Фб возможный:

Вы решили заняться импортом или экспортом, но не знаете, как все сделать максимально эффективно и без ошибок? Как официально стать участником ВЭД (внешнеэкономической деятельности), нужно ли регистрироваться на таможне, где найти проверенных специалистов, которые могли бы рассказать обо всех «подводных камнях» и скрытых нюансах. Причем, не теоретических, а полученных благодаря собственному удачному опыту? Мы поговорили об этом с супер-профи – Мариной Вакуленко, руководителем департамента ВЭД на портале «Территория делового общения и консалтинга», экспертом с 25-летним опытом, знающим вопрос «от и до». Регистрируйтесь на портале, читайте интервью и получайте информацию от лучших специалистов в области финансов, юриспруденции, IT, HR, ВЭД, сопровождения стартапов, владельческого консалтинга, банковской сферы, маркетинга, инвестиций.

Еще один вариант поста:

Проект «Территория делового общения и консалтинга» - это, прежде всего, профессионалы. Мы собрали лучших в своей области специалистов, которых проверили лично и смело можем рекомендовать другим для решения самых сложных задач. Мы хотим познакомить вас с нашими экспертами. Сегодня мы представляем вам руководителя департамента ВЭД Марину Вакуленко. Если вы решили заняться внешнеэкономической деятельностью, но сначала хотите понять все нюансы, которых нет в открытом доступе, и о которых знают только те, кто долго работал с таможней и транспортной логистикой, Марина – тот специалист, который вам нужен. Подробнее о том, чем занимаются консультанты в области ВЭД, читайте в нашем интервью. Регистрируйтесь на портале и получайте экспертную информацию из первых рук!

Автор: Вакуленко Марина

Поделиться
© 2016–2023 Территория делового общения и консалтинга
Все права защищены
Все права защищены