Другие записи

Волшебная запятая: развиваться не надо выживать

В любой непонятной ситуации найди тех, кто тебе поможет. Или помоги себе сам. Тот, кто сегодня выбирает первый вариант, должен прежде всего усвоить, что профессиональные бизнес-консультанты — это не служба спасения, и что управленческие решения в любом случае предстоит принимать самому, при этом находясь строго в рамках выработанной ими стратегии. Как можно развиваться, когда все призывают выживать? Какие инструменты планирования работают в условиях неопределенности? Какой новый опыт принес бизнесу непростой 2020? Об этом и многом другом ТЕРРИТОРИЯ ПРО поговорила с Евгением и Светланой Емельяновыми, основателями компании «ШАГ Консалтинг».

— Кризис — время тотальной оптимизации. Как пандемия повлияла на восприятие важности консалтинговых услуг для бизнеса? На них стали экономить или, наоборот, возрос спрос как на волшебную таблетку?

Евгений Емельянов:
— Общая тенденция состоит в том, что, когда бизнесу тяжело и плохо, спрос на консалтинг, конечно, растет. При этом увеличивается запрос, но уменьшается конверсия. Руководители бизнеса действительно активнее начинают искать ту самую таблетку, которая может помочь, но далеко не все готовы реально работать, тратить время и деньги без уверенности в быстром и гарантированном успехе.

Светлана Емельянова:
— При этом пандемия действительно имеет некоторые особенности влияния на нашу отрасль. Если говорить о мировых тенденциях, то многие наши европейские коллеги, особенно те, кто специализируется на работе с банковским сектором, жалуются, что запросы на консалтинг у них вообще свелись к нулю. А те, кто работает в режиме экспертного консалтинга, признаются, что мало что могут предложить клиентам в этой настолько изменившейся ситуации, так как их технологии и советы относились к эпохе экономической стабильности. Изменения в этот переходный период настолько велики, что никто не знает правильных ответов, еще не наработана экспертиза точных действий. Мы же всё-таки работаем с трансформацией и перестройкой, а здесь ничего не меняется даже в кризис.

Е. Е.:  — На Западе у экспертных консультантов до 2020 мир был стабилен и разбит на глубокие специализации. Это — результат долгой эволюции западного бизнеса. Этому можно только позавидовать. Мы же всегда работали с бизнесом в нестабильной ситуации. Длительной стабильности (во всех отношениях) российский рынок пока ни разу не испытывал, неопределённость у нас присутствует всегда.

С. Е.: — Новых запросов у нас было больше, чем в 2019 году, когда очень сильно начал ощущаться экономический застой. Однако, всё же это не тот объем, к которому мы привыкли. Наши коллеги из Ассоциации консалтинговых компаний также подтверждают, что бизнес в пандемию «упал», причем трагически, проектов крайне мало. Но при этом кто-то из консультантов задыхается от количества запросов, потому что многое зависит от сегмента работы и позиционирования компании.

— С чем связано это нежелание реально действовать? С тем, что многие обращаются к консалтингу в режиме «пусть меня научат» и не понимают, что их зона ответственности за результат тоже есть? Или с тем, что они с вами не согласны?

Е. Е.: — Вы очень правильно упомянули про ответственность. Ведь консалтинг — далеко не простое умение давать умные советы. Это сложная совместная работа консультанта и заказчика, результат которой зависит от вклада обеих сторон. Особенно это относится к нашему виду консалтинга — проведению сложных организационных изменений.

Наш предмет — развитие бизнеса через трансформацию. Мы помогаем компаниям развиваться и двигаться дальше в тех местах, где они по каким-то причинам застревают. В этом отношении с нами начинают работать, имея определенный уровень доверия. Мы не даем советы, мы предлагаем направления движения и способствуем их внедрению. На этом пути действительно возникает много сопротивления из-за старых привычек, страха что-то менять. Мы со всем этим работаем, используя те приемы, которые есть в технологиях «change management», и помогаем компаниям перейти в новое состояние. А это — целый процесс, долговременная работа.

С. Е.: — Из-за того, что сейчас многие впали в ступор и мало кто знает, что делать в этой ситуации с бизнесом, люди легче признают, что не понимают, как двигаться дальше. И именно с таким запросом они к нам обращаются.

— Вы помогаете бизнесам развиваться через трансформацию, при этом считается, что сейчас многим не до развития — выжить бы. Где сейчас амбициозным управленцам черпать мотивацию?

 

Полную версию интервью с Евгением и Светланой Емельяновыми Вы сможете прочитать в разделе Network после простой процедуры регистрации.

Поделиться
© 2016–2023 Территория делового общения и консалтинга
Все права защищены
Все права защищены