Другие записи

Высокодоходные облигации как обязательный элемент инвестиционного портфеля

Высокодоходные облигации как обязательный элемент инвестиционного портфеля

Нам каждый день задают простой, но важный вопрос: «Как сберечь и приумножить?». Сегодня размещение денежных средств перестало быть настолько тривиальной задачей как некоторое время назад. Во-первых, это произошло из-за серьёзных снижений ставок по банковским депозитам – наиболее привычному и понятному многим инструменту. Во-вторых, различные банки регулярно становятся участниками тёмных историй, в которых крайними оказываются вкладчики, что создаёт общий негативный фон восприятия банковской индустрии.

Традиционно альтернативой банковским депозитам была жилая недвижимость – но и там не всё обнадёживает: нарушение обязательств застройщиками, несоблюдение сроков сдачи объектов, растущая расходная часть по налогам и коммунальным платежам. При всей надёжности даже такого актива, как готовое жильё, мы вынуждены констатировать и его низкую доходность: обычно ниже банковского депозита. При этом, у данного актива есть существенный недостаток – низкая ликвидность: то есть, при необходимости не получится быстро и без существенного снижения цены превратить квартиру в деньги. Отсюда, у многих наших клиентов возникла потребность в инструментах, которые сочетают приемлемые уровни доходности и ликвидности при достаточном уровне надёжности. На сегодняшний день наилучшим образом этим требованиям отвечают корпоративные облигации.

Напомним, что корпоративная облигация по сути – займ, где компания, которая выпустила облигации (иначе – эмитент облигаций), берётденежные средства в долг у покупателя облигации (кредитора). По окончании срока обращения облигации эмитент выплатит держателю облигации основную сумму долга (погасит облигации), а в течение срока обращения (например, раз в квартал) будет платить проценты за пользование денежными средствами (купон по облигации).  Уже очевидно, что облигация может быть существенно лучше для получения текущего дохода, чем депозит или недвижимость. Также (при условии, что облигация обращается на бирже) её ликвидность несравнимо выше – покупка и продажа занимает секунды. Остается ответить на единственный и самый важный вопрос: как оценить надёжность заемщика (эмитента облигаций)?

Считается, чем крупнее компания, тем она более надёжна. Кажется, всё логично: банк «Открытие» - крупный, значит, надёжный. Однако, мы знаем, что это не всегда так. Команда Андрея Хохрина (ИК «ЦерихКэпитал Менеджмент») провела исследование 2098 облигационных выпусков российских эмитентов за последние 20 лет.

По результатам исследования по 11% облигационных выпусков эмитенты объявляли дефолт. Мы знаем, что количество дефолтов не распределено равномерно, а сконцентрировано в определенные кризисные периоды. Однако, данное исследование ценно другим: оно рассматривает статистику дефолтов по крупным (более 500 млн. руб.) и малым выпускам (100-500 млн. руб.) раздельно.

Сравнительная характеристика займов разных объектов

Малые выпуски

Крупные выпуски

(100-500 млн. р.)

(свыше 500 млн. р.)

Всего выпусков

306

Всего выпусков

1792

Дефолтов

34

Дефолтов

197

% дефолтов

11,1%

% дефолтов

11,0%

Средняя доходность

12,208%

Средняя доходность

10,183%

Итак, мы видим, что количество дефолтов по крупным и малым выпускам равное: всё те же 11% выпусков. При этом, доходность малых выпусков всегда выше: у крупной компании больше возможностей в выборе финансирования, больше средств влияния на кредиторов и банки, - и, следовательно, меньший процент по долгу, т.е. доходность по его облигациям.

Среднее время от даты выпуска до дефолта равняется 1204 дням. Лишь в 9 случаях дефолт был ранее, чем через 300 дней после выпуска (4% от всех выпусков, по которым был допущен дефолт). Исследователи делают следующие выводы:

  1. Степень риска не зависит от объёма эмиссии;
  2. Доходность зависит от объема эмиссии (меньший объем даёт бо́льшую доходность);
  3. Своевременная продажа облигаций сильно снижает риск.

Таким образом, в отношении облигаций малых (иначе – высокодоходных облигаций или ВДО) рекомендуется следующее: продавать облигации через 300-350 дней после даты выпуска и покупать новые.

Согласно мнению управляющего партнера Septem Capital Дениса Козлова, в скором времени регулятор разрешит включать ВДО в портфели банков, пенсионных фондов, страховых и управляющих компаний.

Возможно, если на российском рынке ВДО появятся институциональные инвесторы, доходность может снизится. Так или иначе, ВДО всегда показывают доходность выше, чем облигации крупных эмитентов. 
Не каждая компания сможет стать эмитентом облигаций. Организатор выпуска тщательно проверит финансовое состояние, проанализирует риски, выдвинет условия, потребует провести изменения — и только тогда возьмется за организацию выпуска. Затем, не менее серьёзно, эмитента проверит биржа.Так риски снижаются уже на первом этапе. 
Важный совет специалистов ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» — диверсифицировать — распределить средства по нескольким облигациям. Сегодня рынок может предложить для диверсификации порядка 20 облигаций, что еще раз позволит снизить риски.

Мы уверены, что данная информация будет полезной для принятия инвестиционных решений. Со своей стороны, всегда будем рады ответить на любые вопросы.

Автор: Хрячков Вадим

Поделиться
© 2016–2023 Территория делового общения и консалтинга
Все права защищены
Все права защищены